Архимандрит Ефрем: «Отношения мирянина и духовника – одно, монаха и старца – совсем другое»

 

 Игумен афонского монастыря архимандрит Ефрем, ставший широко известным в России после принесения страну Пояса Пресвятой Богородицы, на страницах «Православной газеты» рассказал о практике Исповеди и Причастия в Греции и на Святой Горе Афон, а также ответил на волнующий многих российских верующих вопрос: чем духовник отличается от старца?

«Духовник – это тот, кто нас исповедует. Отношения мирянина и духовника – одно, монаха и старца – совсем другое. К сожалению, в миру есть такие духовники, которые строят из себя старцев, – сказал отец Ефрем. – Что имею в виду? Хотят, чтобы миряне слушались их абсолютно во всём, на любую мелочь брали благословение, обо всём рассказывали. Запрещают идти к другим духовникам. Всего этого в мирской жизни не может быть: такая полная зависимость от духовного отца существует только в монашестве.

Например, молодой человек идёт и исповедуется у духовника. Потом, по каким-то причинам, духовник его уже не удовлетворяет, возникают какие-то трудности: пусть тогда идёт к другому без всяких угрызений совести, не надо даже благословения просить у предыдущего. Это должен делать только монах, потому что таинственно связан со своим духовным отцом через постриг».

Касаясь вопроса Исповеди и Причастия, игумен Ефрем отметил, что в Греции два этих таинства разделены между собой и никаких проблем в духовной жизни у греков это не вызывает, поскольку «исповедь перед каждым причастием не является догматическим условием». «Исповедуемся, когда чувствуем необходимость в этом… Не смертельные, простительные грехи – не препятствие приступать к Святому Причастию», – отметил игумен Ватопедского монастыря.

Греческие монахи также гораздо чаще приступают к принятию Святых Христовых Таинств, чем это принято в русских монастырях, где причащаются раз в неделю. «К сожалению, в ваших монастырях монахи не причащаются часто. У нас в монастыре и, по большей части, на Афоне причащаются по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, т. е. после постных дней (в субботу вечером едят постную еду ради Причастия в Господский день)», – рассказал отец Ефрем.

«Старец Софроний (Сахаров) говорил мне, что сегодня очень сильно ослабла человеческая природа, уменьшились физические силы, ослабла нервная система, – продолжил он. – И люди уже не могут, как древние отцы, долго заниматься Иисусовой молитвой, но этот недостаток восполняется Божественной литургией. У многих монахов после Божественной литургии и Причастия Иисусова молитва начинала твориться сама собой».

Есть в греческих монастырях и своя система наказаний. «Наказание – отлучение от святого Причастия. Ещё даём поклоны, за серьёзное прегрешение кто-то может и триста поклонов сделать. Есть и публичные наказания. Могу накричать на кого-нибудь во дворе, чтоб все слышали. Или ставлю виновного посреди трапезной: он не ест, держит большие чётки и перебирает их. И все знают: что-то натворил. Но не подумайте плохого: отцам это нравится. Ведь унижения и оскорбления, особенно когда человек сам начинает себя унижать и оскорблять, – один из самых эффективных способов излечения падшей человеческой природы. Самоукорение на исповеди также весьма действенно. Когда человек говорит: «Я – вор, я – блудник, я горд, я тщеславен, я – чревоугодник», – он унижает и оскорбляет самого себя. И если он это делает в таинстве исповеди – это первый и самый действенный способ исцеления».

Русская линия